Warning: chmod(): No such file or directory in /var/www/u1891044/data/www/urga-detsad.ru/includes/site_functions.php on line 121
Педагогическая находка
cloud
cloud
Версия сайта
для слабовидящих
Последние новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Администрации города Тюмени
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Педагогическая находка

 "Детская кинезиология или сказка для ума"

Важность дошкольного детства для развития и становления личности человека неоспорима! В исследованиях достаточно много говорится и пишется о значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка, а вот о необходимости развития движений и их взаимосвязи с развитием речи у детей – об этом в современной литературе  достаточной информации много, но вся она представлена в виде отдельных упражнений. Говорится в основном о развитии мышц мелкой моторики руки. Вы наверняка согласитесь, что в последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует и это заставляет нас и родителей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Мы начали с кинезиологии.

Что такое кинезиология?

Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Основная ее идея: Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Другими словами «Движение-речь-мышление».

Многие кинезиологические комплексы нам хорошо знакомы: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, коррекционные движения тела и пальцев, самомассаж. Многие мы используем на занятиях как физминутки, но очень часто они не имеют системности….

Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашем повседневном труде по воспитанию и развитию детей. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.

Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы сним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

2. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4.Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений 12 образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6. Массаж Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Кинезиологические упражнения: o повышают стрессоустойчивость, o синхронизируют работу полушарий, o улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, o способствуют улучшению памяти и внимания, o облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма, o формируют пространственные представления, o снижают утомляемость, o повышают способность к произвольному контролю.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Цели кинезиологических упражнений, которые я использую в совместной образовательной деятельности, следующие:

Развитие межполушарного взаимодействия; 

Развитие мелкой моторики; 

Развитие способностей;

Развитие памяти, внимания; 

Развитие речи; 

Развитие мышления;

По мнению учёных, кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно.

Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
627250, Тюменская область, Юргинский район с. Юргинское улица 25 партсьезда, дом № 1
Контактные телефоны: 8 (34543) 2-40-01, факс 2-38-68
Электронная почта: adou-urga@mail.ru
Политика конфиденциальности
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: