Последние новости
пт., 13.09.2024
пн., 29.07.2024
пн., 29.07.2024
Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области —
Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области —
Центра качества предоставления услуг —
|
Проект "Живое предание старины"ПРОЕКТ "ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ СТАРИНЫ" Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, был создан проект «Живое предание старины» Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи. Направление "Русская изба" В целях реализации проекта был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Мини-музей знакомит воспитанников с историей русского быта, устройством деревенской избы. Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Задачи: - Формировать представления об устройстве русской избы; - Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах. - Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. -Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). - Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Подготовительный этап: - Подбор и изучение литературы по данной теме; - Изготовление дидактических пособий; Основной этап: ООД: "Русская печь" Беседы: -о русской печи; -о традициях русского чаепития; -о деревянных ложках. - Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий. - Заучивание пословиц, поговорок. Дидактические, познавательные, пальчиковые игры: - Д/И «Русская изба» - Д/И «Подбери головной убор к сарафану» - Д/И "Что - сейчас, а что - раньше" - Д/И "Лоскутное одеяло" Сюжетно – ролевая игра: "В русской избе" Лепка: - «Посуда» -Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко. -Обыгрывание песни «Где был Иванушка?» Взаимодействие с родителями: - Экскурсия в районный музей - Оформление мини-музея "Русская изба" Заключительный этап: - Открытое интегрированное занятие "Русская печь" - Презентация результатов проектной деятельности Ожидаемые результаты: - дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве; - познакомились со старинными предметами домашнего обихода; - обогатился словарный запас названиями предметов русского быта; - воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям. Направление «Чем питались наши предки» «Прежде ели просто, да жили лет со сто!» В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Актуальность заключается в сохранении материальной культуры и традиций питания русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня. Цель: Изучить чем питались наши предки. Задачи: 1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола. 2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи. 3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.
Направление "Народные гулянья" Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. «Народные гулянья», еще одно направление нашего проекта, которое помогло дошкольникам и педагогам узнать о традициях, обычаях и обрядах русского народа. Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками Задачи :
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества. Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество. Ожидаемые результаты: - устойчивый интерес к культуре русского народа; - знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства; - создание календаря праздников, состоящего из детских работ. Аннотация проекта Основная идея – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен). Этапы реализации I. Организационно-подготовительный - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; - Определение цели и задач проекта; - Подбор литературы, пособий, атрибутов; II. Основной - Непосредственно-образовательная деятельность с детьми. - Совместная деятельность - Самостоятельная деятельность детей. III. Заключительный - Обобщение результатов работы; - Анализ деятельности. Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. План работы с детьми ОСЕНЬ. Сентябрь. Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр. Октябрь. «Посиделки на Покров» ‑ календарно-обрядовый праздник Ноябрь. Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.
ЗИМА. Декабрь. Беседа «Как Зима с Осенью борется». Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр. Январь. «Рождественские посиделки» Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками. Февраль. «Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица . Весна. Март. «Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница» Апрель Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями Май. «Завивание берёзки». Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов Направление "В мастерской у народных умельцев" Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем селе нет возможности увидеть непосредственный процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Так родилось еще одно направление нашего проекта «В мастерской у народных умельцев» Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству. Задачи: 1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; 2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества 3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи; Участники проекта: педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители. Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май 2019г.)
Перспективное планирование проекта
Ожидаемый результат: Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол); Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр. Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт; Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка. Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи; Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи. Продукт деятельности: • Мини-музеи в каждой группе о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве. • Музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка». • Выставка детского творчества
|